Главная - Новости

Данные космомониторинга: 8,8 тысячи стихийных свалок. Как в Казахстане хотят систематизировать работу с отходами

27.12.2021

Данные космомониторинга: 8,8 тысячи стихийных свалок. Как в Казахстане хотят систематизировать работу с отходами

450LN7aAF8nlBexcNP434vfDGkfOJbTZApSNDI9J

Несанкционированных свалок станет меньше: недобросовестным природопользователям оставят меньше лазеек для нарушения закона.

Как будет решаться проблема мусора в Казахстане, объяснила генеральный директор РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» при Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК Жанат Самат.

Кто следит за мусором в стране

Для учёта отходов в Казахстане с 2016 года ведётся государственный кадастр отходов. Это систематизированная база данных, в которую включены:

  • сведения по объектам размещения отходов (для каждого объекта указывается его местонахождение);
  • информация об отходах – их видах, происхождении, физико-химических свойствах, технических, гидрогеологических и экологических условиях хранения, захоронения и т. д.

Госкадастр отходов – это часть Единой информационной системы охраны окружающей среды (ЕИС ООС). Владеет ею Министерство экологии, геологии и природных ресурсов, сопровождением занимается Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды.

Данные в Госкадастр поступают от операторов объектов. По новому Экологическому кодексу РК, вступившему в силу в этом году, операторами объектов являются все физические или юридические лица, в собственности или пользовании которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Сведения об отходах, которые образуются в процессе их работы, операторы объектов должны предоставлять в Госкадастр ежегодно.

Месторождения и заводы «раскроют карты»

По данным Госкадастра, на начало 2021 года в Казахстане накоплено 16,3 млрд тонн отходов, из них 13,5 млрд тонн – неопасные отходы, 2,8 млрд тонн – опасные. Но реальный объём мусора намного больше учтённого.

«Указанные цифры – это только тот объём отходов, который находится в собственности операторов объектов и по которому отчёты были представлены в государственный кадастр. Здесь не учтены стихийные свалки. Мы понимаем, что реальный накопленный объём мусора намного больше», – комментирует Жанат Самат.

По её оценкам, он может составлять 32 млрд тонн – в два раза больше учтённого. Такую существенную прибавку дадут радиоактивные отходы, техногенные минеральные образования и отвалы вскрышных пород. 

«С вводом в действие нового Экологического кодекса классификатор отходов был пересмотрен. Так, с 2022 года в Госкадастре планируется вести учёт по всем видам отходов, предусмотренных классификатором. Это позволит отразить реальную картину по обращению с отходами, – отмечает Жанат Самат. – Мы понимаем, где у нас слабые места, поэтому увеличиваем количество данных, которые должны присутствовать в государственном кадастре отходов. Это нужно для того, чтобы принимать правильные и эффективные управленческие решения».

Почему подсчёт отходов – проблема

Нормы накопления твёрдых бытовых отходов (ТБО) в разных регионах Казахстана разные – от 80 до 400 кг и более на человека в год. Такой широкий диапазон, как считают экологи, может указывать на то, что в процессе сбора данных и составления отчётности есть несоответствия.

При этом 30% ТБО образуется в сельской местности. Состав мусора различается: в сельской местности по сравнению с городом он содержит меньше пластмассы, упаковочных материалов, бумаги и картона. Больше – органических отходов. Причём эта часть отходов, как правило, не выбрасывается и не попадает на полигоны: её используют как корм для животных или делают удобрение для растений. При этом каковы нормы накопления отходов в сельской местности, непонятно – данных об этом нет. Если исходить из международного опыта, то это может быть 150–300 кг на человека в год.

Подсчёт мусора на полигонах ТБО, а их, к слову, в Казахстане насчитывается около трёх тысяч, тоже имеет недостатки. Так, например, практически на всех полигонах в зоне приёма отходов отсутствуют весы. Тоннаж считают методом перевода кубических метров в тонны, но при этом применяется значение удельного веса 250–300 кг на куб. м. В европейских странах, заметим, используется значение удельного веса 100–150 на куб. м.

В целом в Казахстане утилизируется небольшая доля ТБО (за 2020 г. – 18,3%), остальное вывозится на полигоны. При этом, по данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, только 20% существующих в стране полигонов соответствуют экологическим и санитарным требованиям и нормам.

Как борются со стихийными свалками

Большая проблема в Казахстане – несанкционированные свалки. Жанат Самат перечисляет несколько факторов, которые, на её взгляд, способствуют их появлению. Это отсутствие системы сбора и вывоза мусора, отсутствие специализированных полигонов, к примеру, полигона для строительных отходов, а также отсутствие тотального мониторинга и контроля.

Стихийные свалки сейчас выявляют с помощью:

  • Государственного надзора в области обращения с отходами;
  • общественного экологического контроля в области обращения с отходами;
  • космомониторинга и IT-решений.

Космомониторинг принес в «копилку» обнаруженных нелегальных свалок 8,8 тысячи стихийных свалок по всей стране. Причём оказалось, что 40% из них находится в Акмолинской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Из общего количества выявленных незаконных мест размещения отходов ликвидировано 80% (точнее – 7 147 из 8 884).

«Космомониторинг – это «взгляд сверху». После определения местоположения стихийных свалок  департаменты экологии на местах начинают работу с МИО по ликвидации этих объектов, – рассказывает эксперт. – Кроме того, спутник позволяет определить, соответствуют ли объёмы захороненного на полигонах мусора цифрам, указанным в документации». Информация о свалках приводится на сайте.

Рынок становится более прозрачным

«Сейчас у акиматов есть все возможности для ликвидации несанкционированных свалок, привлечения к ответственности тех, кто их формирует, и строительства новых полигонов, в том числе с использованием механизмов ГЧП. Правовые основы для этого созданы. Конечно, всё упирается в финансы. Но, я думаю, все эти вопросы решаемы», – продолжает Жанат Самат.

Если говорить подробнее о правовых основах, то за акиматами закреплено несколько функций, связанных с управлением отходами.

Это:

  • контроль над обращением коммунальных отходов в соответствии с Экологическим кодексом и правилами управления коммунальными отходами;
  • разработка мероприятий и экономических инструментов для снижения объёмов образования коммунальных отходов, повышения уровня подготовки отходов к повторному использованию, переработке и утилизации, а также для сокращения объёмов коммунальных отходов, подлежащих захоронению.

По новому Экологическому кодексу все компании, которые занимаются транспортировкой отходов, должны оснащать свой транспорт GPS-датчиками – так можно следить за передвижением техники.

Также на сайте единого экологического портала опубликован перечень компаний, которые занимаются утилизацией и переработкой отходов. «Это те участники рынка, которые изъявили желание оповестить жителей региона о своей деятельности, – рассказывает Жанат Самат. – Сейчас всё больше компаний осознают ответственность перед природой, обществом, государством. Многие хотят заниматься переработкой и утилизацией – количество таких компаний увеличилось в разы. Они обращаются к нам, и мы даём на сайте полную информацию о них, включая контакты. В дальнейшем хотим сделать бесплатную рекламу на едином экологическом портале, чтобы всё больше людей узнавали, куда можно сдать батарейки или, например, шины на переработку».

Контроль: тотальный и перекрёстный

В настоящее время в Казахстане началось создание новой, очень большой, как охарактеризовала её Жанат Самат, подсистемы по мусору.

«Эта подсистема будет учитывать весь жизненный цикл отходов – от их образования до утилизации или восстановления. Это нужно для всеобщего и перекрёстного контроля. Когда все заинтересованные стороны, а это в том числе природопользователи и компании, занимающиеся транспортировкой и переработкой мусора, будут в нашей системе, мы сможем с помощью перекрёстного контроля следить за тем, куда какие отходы не довезли, где что по дороге пропало и по каким причинам. У недобросовестных природопользователей останется меньше возможностей создавать несанкционированные свалки», – говорит она.

Бизнес-процессы для новой подсистемы пропишут местные специалисты: они знают, какие проблемы есть и как их решить. Подсистема станет частью действующей информационной системы, в которой, к слову, уже реализовано несколько подмодулей. Например, автоматизирована отчётность по производственно-экологическому контролю – она даёт полную аналитику по выбросам крупных компаний первой и второй категории.

Систему контроля планируется выстроить так, чтобы не было необходимости каждый раз выезжать на места и проверять, что делают природопользователи с отходами. Чтобы можно было, находясь в ситуационном центре, видеть полную картину и принимать управленческие решения.

«Когда будет выстроена правильная система контроля – постоянная и непрерывная – число недобросовестных природопользователей уменьшится. У них не будет не то что желания, а возможности стихийно что-то где-то складировать, выбрасывать по дороге и не утилизировать отходы. Потому что они будут знать, что за ними ведётся постоянный тотальный контроль. Их отчёты смотрят, эта информация перекликается с информацией компаний, которые занимаются транспортировкой и утилизацией мусора. Всё контролируется. Соответственно, ни у кого желания нарушать закон не будет», – считает глава информационно-аналитического центра.

Экологический кодекс: бери и делай

В новом Экологическом кодексе отходам уделено отдельное и пристальное внимание: полностью расписана классификация по каждому виду отходов и по тому, что c ними делать. Также обозначена зона ответственности всех участников рынка, включая уполномоченный орган в сфере охраны окружающей среды – Министерство экологии, геологии и природных ресурсов и местные органы власти – акиматы и маслихаты.

«Всё, что нужно, расписано. Остаётся только работать – правильно собирать информацию, выстраивать информационную систему, – говорит Жанат Самат. – Это позволит нам получать точные цифры по каждому региону по всем видам отходов с динамикой и аналитикой. На основе этих сведений мы сможем принимать правильные управленческие решения, выстраивать взаимоотношения со всеми участниками, в том числе по строительству полигонов и заводов по утилизации мусора. И это позволит решать проблему отходов в стране на системном уровне».

Источник: informburo.kz